МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №4
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического
объединения учителей
начальных классов
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
по учебной работе
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4
________________________
Трубицына И.В.
________________________
Кононова Г.А. Приказ №100/1
от «29» августа 2025 г.
________________________ Протокол №1
Князева Е.А. от «28» августа 2025 г.
Протокол №1
от «27» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8677140)
учебного предмета «Физическая культура» (Вариант 1)
для обучающихся 1 «А» класса
Учитель: Хайдукова Наталья Валериевна
город Новошахтинск
2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности
современного российского общества в воспитании здорового поколения,
государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности
жизни граждан России и научная теория физической культуры, представляющая
закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в
детстве, и качественное образование в части физического воспитания, физической
культуры детей дошкольного и начального возраста определяет образ жизни на
многие годы.
Основными составляющими в классификации физических упражнений по
признаку исторически сложившихся систем физического воспитания являются
гимнастика, игры, туризм, спорт.
По данной классификации физические упражнения делятся на четыре группы:
гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно
созданных движений и действий, эффективность которых оценивается
избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также
правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений, игровые
упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и других),
которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся
игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и
по конечному результату действия, туристические физические упражнения,
включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, езду на велосипеде,
греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается
комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления
расстояния и препятствий на местности, спортивные упражнения объединяют ту
группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в
соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является
предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов.
Основные предметные результаты по учебному предмету «Физическая
культура» в соответствии с ФГОС НОО должны обеспечивать умение использовать
основные гимнастические упражнения для формирования и укрепления здоровья,
физического развития, физического совершенствования, повышения физической и
умственной работоспособности.
В программе по физической культуре отведено особое место упражнениям
основной гимнастики и играм с использованием гимнастических упражнений.
Программа по физической культуре включает упражнения для развития гибкости и
координации, эффективность развития которых приходится на возрастной период
начального общего образования. Целенаправленные физические упражнения
позволяют избирательно и значительно их развить.
Программа по физической культуре обеспечивает сформированность общих
представлений о физической культуре и спорте, физической активности,
физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических и спортивных).
Освоение программы по физической культуре обеспечивает выполнение
обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (далее – ГТО) и другие предметные результаты ФГОС
НОО, а также позволяет решить воспитательные задачи, изложенные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Согласно своему назначению программа по физической культуре является
ориентиром для составления рабочих программ образовательных организаций: она
дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся по физической культуре, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по
разделам и темам курса, определяет количественные и качественные
характеристики содержания, дает распределение тематических разделов и
рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся, определяет возможности предмета для реализации требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, а также требований к результатам обучения физической культуре.
В программе по физической культуре нашли свое отражение условия
Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Предметом обучения физической культуре на уровне начального общего
образования является двигательная деятельность человека с общеразвивающей
направленностью с использованием основных направлений физической культуры в
классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся
систем: гимнастика, игры, туризм, спорт – и упражнений по преимущественной
целевой направленности их использования с учетом сенситивных периодов развития
обучающихся начального общего образования. В процессе овладения этой
деятельностью формируется костно-мышечная система, укрепляется здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются необходимые двигательные
действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Физическая культура обладает широкими возможностями в использовании
форм, средств и методов обучения. Существенным компонентом содержания
программы по физической культуре является физическое воспитание граждан
Российской Федерации.
Программа по физической культуре основана на системе научных знаний о
человеке, сущности физической культуры, общих закономерностях ее
функционирования и использования с целью всестороннего развития людей и
направлена на формирование основ знаний в области физической культуры,
культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных
двигательных действий, укрепление здоровья.
В программе по физической культуре учтены приоритеты в обучении на уровне
начального образования, изложенные в Концепции модернизации преподавания
учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях
Российской Федерации, которые нашли отражение в содержании программы по
физической культуре в части получения знаний и умений выполнения базовых
упражнений гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного
аппарата, развития гибкости, координации, моторики, получения эмоционального
удовлетворения от выполнения физических упражнений в игровой деятельности.
Программа по физической культуре обеспечивает создание условий для
высокого качества преподавания физической культуры на уровне начального
общего образования, выполнение требований, определенных статьей 41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ, включая определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных
занятий, создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, способствует решению задач, определенных в стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и
межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 г., направлена на
достижение национальных целей развития Российской Федерации: сохранение
населения, здоровья и благополучия людей, создание возможностей для
самореализации и развития талантов.
Программа по физической культуре разработана в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.
В основе программы по физической культуре лежат представления об
уникальности личности каждого обучающегося, индивидуальных возможностях
каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, профессиональных
качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих
условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей
обучающихся в рамках единого образовательного пространства Российской
Федерации.
Ценностные ориентиры содержания программы по физической культуре
направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и
профессиональной деятельности. Обучение по программе по физической культуре
позволяет формировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и
укрепление здоровья, освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного
образа жизни, выполнить нормы ГТО.
Содержание программы по физической культуре направлено на эффективное
развитие физических качеств и способностей обучающихся, на воспитание
личностных качеств, включающих в себя готовность и способность к саморазвитию,
самооценке, рефлексии, анализу, формирует творческое нестандартное мышление,
инициативность,
целеустремленность,
воспитывает
этические
чувства
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей, учит взаимодействовать с окружающими
людьми и работать в команде, проявлять лидерские качества.
Содержание программы по физической культуре строится на принципах
личностно-ориентированной,
личностно-развивающей
педагогики,
которая
определяет повышение внимания к культуре физического развития, ориентации
физкультурно-спортивной деятельности на решение задач развития культуры
движения, физическое воспитание.
Важное значение в освоении программы по физической культуре уделено
играм и игровым заданиям как простейшей форме физкультурно-спортивной
деятельности. В программе по физической культуре используются сюжетные и
импровизационно-творческие подвижные игры, рефлексивно-метафорические игры,
игры на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов. Игры
повышают интерес к занятиям физической культурой, а также содействуют
духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Для ознакомления с видами
спорта в программе по физической культуре используются спортивные эстафеты,
спортивные упражнения и спортивные игровые задания. Для ознакомления с
туристическими спортивными упражнениями в программе по физической культуре
используются туристические спортивные игры. Содержание программы по
физической культуре обеспечивает достаточный объем практико-ориентированных
знаний и умений.
В соответствии с ФГОС НОО содержание программы по физической культуре
состоит из следующих компонентов:
знания о физической культуре (информационный компонент деятельности);
способы физкультурной деятельности (операциональный компонент
деятельности);
физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент
деятельности), которое подразделяется на физкультурно-оздоровительную и
спортивно-оздоровительную деятельность.
Концепция программы по физической культуре основана на следующих
принципах:
Принцип систематичности и последовательности предполагает регулярность
занятий и систему чередования нагрузок с отдыхом, а также определенную
последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их
содержания. Учебный материал программы по физической культуре должен быть
разделен на логически завершенные части, теоретическая база знаний
подкрепляется практическими навыками. Особое внимание в программе по
физической культуре уделяется повторяемости. Повторяются не только отдельные
физические упражнения, но и последовательность их в занятиях. Также повторяется
в определенных чертах и последовательность самих занятий на протяжении
недельных, месячных и других циклов. Принцип систематичности и
последовательности повышает эффективность динамики развития основных
физических качеств обучающихся с учетом их сенситивного периода развития:
гибкости, координации, быстроты.
Принципы непрерывности и цикличности выражают основные закономерности
построения занятий в физическом воспитании. Они обеспечивают преемственность
между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Кроме того,
принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования
нагрузок и отдыха. Принцип цикличности заключается в повторяющейся
последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности,
улучшает физическую подготовленность обучающегося.
Принцип возрастного соответствия направлений физического воспитания
заключается в том, что программа по физической культуре учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся, что способствует гармоничному
формированию двигательных умений и навыков.
Принцип наглядности предполагает как широкое использование зрительных
ощущений, восприятия образов, так и постоянную опору на свидетельства всех
других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный эффект
от содержания программы по физической культуре. В процессе физического
воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность
обучающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих
специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Принцип доступности и индивидуализации означает требование оптимального
соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям
обучающихся. При реализации принципа доступности учитывается готовность
обучающихся к освоению материала, выполнению той или иной физической
нагрузки и определяется мера доступности задания. Готовность к выполнению
заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития, а также от их
субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и
волевом поведении обучающихся.
Принцип осознанности и активности предполагает осмысленное отношение
обучающихся
к
выполнению
физических
упражнений,
осознание
и
последовательность техники выполнения упражнений (комплексов упражнений),
техники дыхания, дозированности объема и интенсивности выполнения упражнений
в соответствии с возможностями. Осознавая оздоровительное воздействие
физических упражнений на организм, обучающиеся учатся самостоятельно и
творчески решать двигательные задачи.
Принцип динамичности выражает общую тенденцию требований,
предъявляемых к обучающимся в соответствии с программой по физической
культуре, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых
заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности и связанных с ними
нагрузок. Программой по физической культуре предусмотрено регулярное
обновление заданий с общей тенденцией к росту физических нагрузок.
Принцип вариативности предполагает многообразие и гибкость используемых
в программе по физической культуре форм, средств и методов обучения в
зависимости от физического развития, индивидуальных особенностей и
функциональных возможностей обучающихся, которые описаны в программе по
физической культуре. Соблюдение этих принципов позволит обучающимся достичь
наиболее эффективных результатов.
Освоение программы по физической культуре предполагает соблюдение
главных педагогических правил: от известного к неизвестному, от легкого к
трудному, от простого к сложному. Планирование учебного материала
рекомендуется в соответствии с постепенным освоением теоретических знаний,
практических умений и навыков в учебной и самостоятельной физкультурной,
оздоровительной деятельности.
В основе программы по физической культуре лежит системно-деятельностный
подход, целью которого является формирование у обучающихся полного
представления о возможностях физической культуры. В содержании программы по
физической культуре учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов, что
позволит успешно достигнуть планируемых результатов – предметных,
метапредметных и личностных.
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура» – формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха.
Цели и задачи программы по физической культуре обеспечивают результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования по
учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО.
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных
функций физической культуры традиционно относят формирование знаний основ
физической культуры как науки области знаний о человеке, прикладных умениях и
навыках, основанных на физических упражнениях для формирования и укрепления
здоровья, физического развития и физического совершенствования, повышения
физической и умственной работоспособности, и как одного из основных
компонентов общей культуры человека.
Используемые в образовательной деятельности технологии программы по
физической культуре позволяют решать преемственно комплекс основных задач
физической культуры на всех уровнях общего образования.
В содержании программы по физической культуре учтены основные
направления развития познавательной активности человека, включая знания о
природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Задача физической культуры состоит в формировании системы физкультурных
знаний, жизненно важных прикладных умений и навыков, основанных на
физических упражнениях для укрепления здоровья (физического, социального и
психологического), освоении упражнений основной гимнастики, как жизненно
важных
навыков
человека,
овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую жизнедеятельность (например, распорядок дня, утренняя
гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры),
умении применять правила безопасности при выполнении физических упражнений
и различных форм двигательной деятельности и, как результат, – физическое
воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа по физической культуре обеспечивает:
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации
с целью реализации равных возможностей получения качественного начального
общего образования;
преемственность основных образовательных программ по физической культуре
дошкольного, начального общего и основного общего образования;
возможности формирования индивидуального подхода и различного уровня
сложности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
(включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
государственные гарантии качества начального общего образования,
личностного развития обучающихся;
овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в
повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и
приобретения знаний, расширения возможностей личного образовательного
маршрута;
формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры и спорта в
национальной стратегии развития России, их исторической роли, вкладе
спортсменов России в мировое спортивное наследие;
освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного
вклада каждого в решение общих задач, осознания личной ответственности,
объективной оценки своих и командных возможностей.
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся
осваивать программу по физической культуре в соответствии с возможностями
каждого.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального
образования по программе по физической культуре являются:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства физической культуры для достижения цели динамики личного физического
развития и физического совершенствования;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками в достижении общих целей, проявлять лидерские качествав
соревновательной деятельности, работоспособность в учебно-тренировочном
процессе, взаимопомощь при изучении и выполнении физических упражнений;
умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, в том
числе при передаче информации на заданную тему, по общим сведениям теории
физической культуры, методикам выполнения физических упражнений, правилам
проведения общеразвивающих подвижных игр и игровых заданий;
умение работать над ошибками, в том числе при выполнении физических
упражнений, слышать замечания и рекомендации педагога, концентрироваться при
практическом выполнении заданий, ставить перед собой задачи гармоничного
физического развития.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры по
варианту № 1 федерального учебного плана, – 303 часа: в 1 классе – 99 часов (3 часа
в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
При планировании учебного материала по программе по физической культуре
рекомендуется реализовывать на уроках физической культуры учебный план: для
всех классов начального общего образования в объеме не менее 70% учебных часов
должно быть отведено на выполнение физических упражнений.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 и с учетом годового
календарного графика на 2025-2026 учебный год в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на
изучение физической культуры в 1 «А» классе будет проведено 99 уроков.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Физическая культура. Культура движения. Гимнастика. Регулярные занятия
физической культурой в рамках учебной и внеурочной деятельности. Основные
разделы урока.
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы,
положения лежа, сидя, у опоры.
Правила поведения на уроках физической культуры. Общие принципы
выполнения гимнастических упражнений. Гимнастический шаг. Гимнастический
(мягкий) бег. Основные хореографические позиции.
Место для занятий физическими упражнениями. Спортивное оборудование и
инвентарь. Одежда для занятий физическими упражнениями. Техника безопасности
при выполнении физических упражнений, проведении игр и спортивных эстафет.
Распорядок дня. Личная гигиена. Основные правила личной гигиены.
Самоконтроль. Строевые команды, построение, расчет.
Физические упражнения.
Упражнения по видам разминки.
Общая разминка. Упражнения общей разминки. Влияние выполнения
упражнений общей разминки на подготовку мышц тела к выполнению физических
упражнений. Освоение техники выполнения упражнений общей разминки с
контролем дыхания: приставные шаги вперед на полной стопе (гимнастический
шаг), шаги с продвижением вперед на полупальцах и пятках («казачок»), шаги с
продвижением вперед на полупальцах с выпрямленными коленями и в полуприседе
(«жираф»), шаги с продвижением вперед, сочетаемые с отведением рук назад на
горизонтальном уровне («конькобежец»). Освоение танцевальных позиций у опоры.
Партерная разминка. Освоение техники выполнения упражнений для
формирования и развития опорно-двигательного аппарата: упражнения для
формирования стопы, укрепления мышц стопы, развития гибкости и подвижности
суставов («лягушонок»), упражнения для растяжки задней поверхности мышц бедра
и формирования выворотности стоп («крестик»), упражнения для укрепления мышц
ног, увеличения подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов
(«велосипед»).
Упражнения для укрепления мышц тела и развития гибкости позвоночника,
упражнения для разогревания методом скручивания мышц спины («веревочка»),
упражнения для укрепления мышц спины и увеличения их эластичности («рыбка»),
упражнения для развития гибкости позвоночника и плечевого пояса («мост») из
положения лежа.
Подводящие упражнения.
Группировка, кувырок в сторону, освоение подводящих упражнений к
выполнению продольных и поперечных шпагатов («ящерка»).
Упражнения для развития моторики и координации с гимнастическим
предметом.
Удержание скакалки. Вращение кистью руки скакалки, сложенной вчетверо, –
перед собой, сложенной вдвое – поочередно в лицевой, боковой плоскостях.
Подскоки через скакалку вперед, назад. Прыжки через скакалку вперед, назад.
Игровые задания со скакалкой.
Удержание гимнастического мяча. Баланс мяча на ладони, передача мяча из
руки в руку. Одиночный отбив мяча от пола. Переброска мяча с ладони на тыльную
сторону руки и обратно. Перекат мяча по полу, по рукам. Бросок и ловля мяча.
Игровые задания с мячом.
Упражнения для развития координации и развития жизненно важных навыков
и умений.
Равновесие – колено вперед попеременно каждой ногой. Равновесие
(«арабеск») попеременно каждой ногой. Повороты в обе стороны на сорок пять и
девяносто градусов. Прыжки толчком с двух ног вперед, назад, с поворотом на
сорок пять и девяносто градусов в обе стороны.
Освоение танцевальных шагов: «буратино», «ковырялочка», «веревочка».
Бег, сочетаемый с круговыми движениями руками.
Игры и игровые задания, спортивные эстафеты.
Музыкально-сценические игры. Игровые задания. Спортивные эстафеты с
мячом, со скакалкой. Спортивные игры с элементами единоборства.
Организующие команды и приемы.
Освоение универсальных умений при выполнении организующих команд.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному,
историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в
жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о
спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной
спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития
физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о
человеке;
2) гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений,
создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать свое поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков, оказание посильной помощи и моральной
поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и
уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
3) ценности научного познания:
знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании
человека в российской культурно-педагогической традиции;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по
физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых
привычек, физического развития и физического совершенствования;
познавательная и информационная культура, в том числе навыки
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность
к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирование культуры здоровья:
осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства,
ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том
числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных
жизнеобеспечивающих умений, установка на здоровый образ жизни, необходимость
соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом;
5) экологическое воспитание:
экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к
человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре
(в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на
работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия;
моделировать правила безопасного поведения при освоении физических
упражнений, плавании;
устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на
развитие физических качеств;
классифицировать виды физических упражнений в соответствии с
определенным классификационным признаком: по признаку исторически
сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой
направленности их использования, преимущественному воздействию на развитие
отдельных качеств (способностей) человека;
приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических
упражнений, упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору),
туристических физических упражнений;
самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию
упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических
упражнений;
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств и
способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности
конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами,
использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического
восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов;
использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра
видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том
числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических
физических упражнений;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности ее использования
для решения конкретных учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге;
описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное
благополучие человека;
строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения
правил при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях,
спортивных эстафетах;
организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры,
спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая
обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение
функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения
результата;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания, оказывать при необходимости помощь;
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на
уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего
организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты
простудных заболеваний);
контролировать состояние организма на уроках физической культурыи в
самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты
пульса и самочувствия;
предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и
жизни;
проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении
намеченных планов организации своей жизнедеятельности, проявлять стремление к
успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной, деятельности,
анализировать свои ошибки;
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура»
отражают опыт обучающихся в физкультурной деятельности.
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного программой по физической культуре, выделяются: полученные
знания, освоенные обучающимися, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Физическая культура» периода развития начального общего
образования, виды деятельности по получению новых знаний, их интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания
включены физические упражнения:
гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно
созданных движений и действий, эффективность которых оценивается
избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также
правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий
(элементарных движений, бега, бросков и других), которые выполняются в
разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и
оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному
результату действия (например, точнее бросить, быстрее добежать, выполнить в
соответствии с предлагаемой техникой выполнения или конечным результатом
задания);
туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки,
преодоление препятствий, езду на велосипеде, эффективность которых оценивается
комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления
расстояния и препятствий на местности;
спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых
искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной
классификацией и является предметом специализации для достижения
максимальных спортивных результатов. К последней группе в программе по
физической культуре условно относятся некоторые физические упражнения первых
трех групп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические
упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные туристические
упражнения).
Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают
сформированность у обучающихся определенных умений.
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Знания о физической культуре:
различать основные предметные области физической культуры (гимнастика,
игры, туризм, спорт);
формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний
принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви для занятий физическими
упражнениями в зале и на улице, иметь представление о здоровом образе жизни, о
важности ведения активного образа жизни, формулировать основные правила
безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном
зале, на спортивной площадке);
формулировать
простейшие
правила
закаливания
и
организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями, применять их в
повседневной жизни, понимать и раскрывать значение регулярного выполнения
гимнастических упражнений для гармоничного развития, описывать формы
наблюдения за динамикой развития гибкости и координационных способностей;
иметь представление об основных видах разминки.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровье формирующими
физическими упражнениями:
выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в
положении стоя, сидя и при ходьбе, упражнения для развития гибкости и
координации;
составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением
утренней гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений гимнастики,
измерять и демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы
тела, сравнивать их значения с рекомендуемыми для гармоничного развития
значениями.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты,
строевые упражнения:
участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том
числе ролевых, с заданиями на выполнение движений под музыку и с
использованием танцевальных шагов, выполнять игровые задания для знакомства с
видами
спорта,
основами
туристической
деятельности,
общаться
и
взаимодействовать в игровой деятельности, выполнять команды и строевые
упражнения.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования
опорно-двигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег;
упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость,
координация), эффективность развития которых приходится на период начального
общего образования, и развития силы, основанной на удержании собственного веса;
осваивать
гимнастические
упражнения
на
развитие
моторики,
координационно-скоростных способностей, в том числе с использованием
гимнастических предметов (скакалка, мяч);
осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно
важных навыков и умений (группировка, кувырки, повороты в обе стороны,
равновесие на каждой ноге попеременно, прыжки толчком с двух ног вперед, назад,
с поворотом в обе стороны;
осваивать способы игровой деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
10
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
10
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
2.1
Самостоятельные занятия общеразвивающими и
здоровьеформирующими
физическими
упражнениями. Самоконтроль
4
2.2
Самостоятельные развивающие подвижные игры и
спортивные эстафеты, строевые упражнения
5
2.3
Строевые команды и построения
1
Итого по разделу
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
10
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
1.1
Освоение упражнений основной гимнастики
34
1.2
Игры и игровые задания
20
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
1.3
Организующие команды и приёмы
2
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
Итого по разделу
56
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Овладение физическими упражнениями
23
Итого по разделу
23
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
99
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
Количество часов
Всего
1
Физическая культура и спорт. Классификация
физических упражнений
1
2
Здоровый образ жизни. Распорядок дня и
личная гигиена. Самоконтроль
1
3
Правила техники безопасности при занятиях
физической культурой в зале, на улице
1
4
Культура движения. Гимнастика. Общие
принципы
выполнения
гимнастических
упражнений. Гимнастический шаг и бег.
Основные хореографические позиции
1
5
Основные направления физической культуры
и спорта
1
6
Всероссийский
физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
1
7
Основные
разделы
урока.
Исходные
положения в физических упражнениях
1
8
Основные правила подбора одежды для
занятий физической культурой, спортом.
Знакомство
с
основным
спортивным
оборудованием в школе
1
9
Техника выполнения основных строевых
команд
1
10
Техника выполнения строевых упражнений
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
02.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
03.09.2025
05.09.2025
09.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
10.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
12.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
16.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
17.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
19.09.2025
23.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
11
Здоровый
образ
жизни.
Составление
комплекса упражнений для утренней зарядки,
физкультминуток. Дневник измерений массы
и длины тела
1
12
Принципы закаливания
1
13
Техника
выполнения
упражнений и комплексов
14
Самоконтроль:
техника
дыхания
и
выполнения
физических
упражнений;
внешние признаки утомления во время
занятий физической культурой
1
15
Техника
выполнения
музыкальносценических и ролевых подвижных игр
1
16
Техника выполнения спортивных эстафет с
элементами соревновательной деятельности
1
17
Проектирование
заданий
1
18
Виды танцевальных движений
1
19
Основные элементы физических упражнений
1
20
Организующие команды и приемы
построении, передвижении, расчёте
1
21
Техника выполнения гимнастического шага
1
22
Техника выполнения шагов: приставные
шаги вперёд, в сторону на полной стопе
1
и
оздоровительных
выполнение
игровых
при
1
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
24.09.2025
26.09.2025
30.09.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
01.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
03.10.2025
07.10.2025
08.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
10.10.2025
14.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
15.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
17.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
21.10.2025
23
Техника выполнения шагов: шаги с
продвижением вперёд на носках, пятках, на
полной стопе
1
24
Техника выполнения шагов: шаги с наклоном
туловища вперед, в сторону
1
25
Техника выполнения
гимнастического бега
1
26
Техника выполнения небольших прыжков в
полном приседе
1
27
Техника выполнения упражнений для
формирования
и
развития
опорнодвигательного аппарата
1
28
Характерные ошибки при выполнении
упражнений для формирования и развития
опорно-двигательного аппарата
1
29
Техника выполнения
формирования стопы
1
30
Техника выполнения упражнений для
увеличения подвижности голеностопного
сустава
1
31
Техника выполнения упражнений
увеличения эластичности мышц стопы
для
1
32
Техника выполнения
выворотности стоп
для
33
Техника выполнения упражнений
укрепления мышц стопы
для
34
Техника выполнения упражнений
растяжки задней поверхности бедра
для
различных
упражнений
упражнений
видов
для
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
22.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
24.10.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
05.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
07.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
11.11.2025
12.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
14.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
18.11.2025
19.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
21.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
25.11.2025
26.11.2025
35
Техника выполнения
укрепления мышц ног
упражнений
36
Методика
упражнений
37
Техника выполнения
укрепления мышц ног
38
Техника выполнения упражнений
укрепления мышц брюшного пресса
для
39
Техника выполнения упражнений
укрепления мышц спины
для
40
Техника выполнения упражнений
разогревания мышц спины
для
41
Техника выполнения упражнений
развития гибкости позвоночника
для
42
Техника выполнения упражнений для
увеличения подвижности плечевого пояса
1
43
Техника выполнения различных
ходьбы для развития координации
1
44
Техника выполнения различных видов бега
для развития координации
1
45
Техника выполнения подскоков и прыжков
через скакалку
1
46
Техника выполнения упражнений с мячом:
баланс, передача, отбивы
1
47
Техника выполнения упражнений с мячом:
перекаты, броски, переброски, ловли
1
48
Техника выполнения танцевальных шагов
1
составления
для
комбинаций
упражнений
для
видов
1
1
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
28.11.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
02.12.2025
03.12.2025
05.12.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
09.12.2025
10.12.2025
12.12.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
16.12.2025
17.12.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
19.12.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
23.12.2025
24.12.2025
26.12.2025
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
30.12.2025
49
Техника вращения кистью руки скакалки,
сложенной вчетверо
1
50
Техника вращения вдвое сложенной скакалки
в
лицевой,
боковой,
горизонтальной
плоскостях
1
51
Техника вращения скакалки
плоскости справа налево
1
52
Техника
выполнения
специальных
упражнений: повороты, прыжки
1
53
Техника
выполнения
упражнений: равновесия
1
54
Методика контроля величины нагрузки и
дыхания при выполнении упражнений
1
55
Основные правила участия в музыкальносценических играх
1
56
Музыкально-сценические игры с элементами
гимнастических упражнений
1
57
Основные правила
подвижных игр
1
58
Ролевые подвижные игры
59
Формирование
навыков
общеразвивающих играх
60
Техника
выполнения
гимнастических
упражнений в игровой деятельности
1
61
Практика
выполнения
гимнастических
упражнений в общеразвивающих играх
1
62
Эстетическое
1
в
специальных
проведения
воспитание
боковой
ролевых
1
участия
на
в
уроках
1
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
13.01.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
14.01.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
16.01.2026
20.01.2026
21.01.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
23.01.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
27.01.2026
28.01.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
30.01.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
03.02.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
04.02.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
06.02.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
10.02.2026
физической
движением
культуры:
передача
образа
на
уроках
соблюдение
11.02.2026
63
Эстетическое
воспитание
физической
культуры:
музыкального ритма
64
Эстетическое
воспитание
на
уроках
физической культуры: восприятие образа
через музыку и движение
1
65
Эстетическое
воспитание
на
уроках
физической культуры: игровые задания по
ролям
1
66
Игровые
задания,
тестирование гибкости
1
67
Игровые
задания,
направленные
на
тестирование
координационно-скоростных
способностей
1
68
Игры с гимнастическим предметом
1
69
Проектирование и проведение
гимнастическим предметом
70
Основные правила участия в спортивных
эстафетах с гимнастическими предметами
1
71
Спортивные эстафеты со скакалкой
1
72
Спортивные эстафеты с мячом
1
73
Проектирование и проведение спортивных
эстафет с гимнастическим предметом
1
направленные
игр
на
с
1
1
13.02.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
24.02.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
25.02.2026
27.02.2026
03.03.2026
04.03.2026
06.03.2026
10.03.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
11.03.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
13.03.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
17.03.2026
(мячом)
74
Проектирование и проведение спортивных
эстафет с гимнастическим предметом
(скакалкой)
1
75
Организующие команды при построении
1
76
Организующие команды при передвижении,
перестроении
1
77
Техника
выполнения
упражнений
партерной
формирование стопы
гимнастических
разминки
на
1
78
Техника
выполнения
упражнений
партерной
формирование осанки
гимнастических
разминки
на
1
79
Техника
выполнения
гимнастических
упражнений партерной разминки на развитие
гибкости
1
80
Техника
выполнения
гимнастических
упражнений партерной разминки на развитие
координации
1
81
Техника
выполнения
гимнастических
упражнений
партерной
разминки
для
укрепления мышц брюшного пресса
1
82
Техника
выполнения
упражнений
партерной
укрепления мышц бедер
гимнастических
разминки
для
1
83
Техника
выполнения
упражнений
партерной
гимнастических
разминки
для
1
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
18.03.2026
20.03.2026
24.03.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
25.03.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
27.03.2026
07.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
08.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
10.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
14.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
15.04.2026
укрепления мышц спины
84
Техника
выполнения
упражнений
партерной
укрепления мышц ног
гимнастических
разминки
для
85
Техника
выполнения
комбинаций
упражнений общей разминки для подготовки
к физическим нагрузкам
1
86
Техника
выполнения
разминки
у опоры
голеностопных суставов
1
87
Техника
выполнения
гимнастической
разминки у опоры: наклоны туловища
вперед, назад и в стороны
1
88
Техника
выполнения
гимнастической
разминки у опоры: полуприседы
1
89
Техника
выполнения
гимнастической
разминки у опоры с отведение ноги вперед,
назад, в сторону, не отрывая от носка
1
90
Техника
выполнения
гимнастической
разминки у опоры: приставные шаги в
сторону и поворот
1
91
Техника
выполнения
спортивных
упражнений на выталкивание соперника
1
92
Техника
выполнения
спортивных
упражнений на теснение соперника грудь в
грудь руки за спиной
1
93
Техника
выполнения
спортивных
упражнений на теснение соперника, сидя
1
гимнастической
для
укрепления
1
17.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
21.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
22.04.2026
24.04.2026
28.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
29.04.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
05.05.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
06.05.2026
08.05.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
12.05.2026
спина к спине, ноги в упор
94
Техника
выполнения
спортивных
упражнений на перетягивание соперника в
свою сторону
1
95
Техника
выполнения
спортивных
упражнений на овладение предметом у
соперника одной рукой
1
96
Техника
выполнения
спортивных
упражнений на овладение предметом у
соперника двумя руками
1
97
Техника
выполнения
подводящих
упражнений к выполнению шпагатов
1
98
Техника
выполнения
упражнений к выполнению
«мост». Техника выполнения
упражнений к выполнению
«кувырок»
1
99
Техника выполнения упражнений спортивной
борьбы
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
99
подводящих
упражнения
подводящих
упражнения
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
13.05.2026
15.05.2026
19.05.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
20.05.2026
22.05.2026
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
26.05.2026
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура: 1-й класс: учебник; 14-е издание, переработанное Матвеев
А.П. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура. Методические рекомендации 1-4 класс/Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
-Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru