01.02.2022
Цель проекта:
Создание Национального инструментария, обеспечивающего
методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся.
Задачи проекта:
1. Разработка общих подходов к формированию и
оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
2. Разработка учебно-методических материалов
для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы,
включающих в себя:
·
открытый банк заданий для
формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
·
методические рекомендации для
учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе
повышения квалификации педагогических кадров;
·
методическое сопровождение
электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий
для формирования функциональной грамотности.
3. Проведение апробации заданий и
диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности
учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.
4. Доработка системы мониторинга формирования
функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части
инструментария и технологии проведения.
Заказчик: Министерство просвещения Российской Федерации
Разработчики:
Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», а также ведущих
образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического
государственного университета, Института образования «Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных
центров оценки качества образования (Московского центра качества образования,
Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение»,
учителя общеобразовательных организаций.
Руководитель проекта - Ковалева Г.С.,
руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», к.п.н.
Особенности мониторинга формирования и оценки
функциональной грамотности (далее МФФГ):
Мониторинг формирования функциональной
грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов
образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются
идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования
функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов
разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного
исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их
выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные
инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга
формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся,
для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов, в
2020 году – 6,8,9), но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки)
PISA-2021.
Разрабатываемая система заданий и
диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и
методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые
результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», –
функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок,
мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических
материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9
классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности:
математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности,
глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки,
составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также
как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной
ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд
вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить
задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное
выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики
погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а
также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Выполнение заданий проводится на компьютерах
в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной
программой или проверяются экспертами.
За период реализации проекта (2019-2020 годы)
разработано более тысячи заданий по различным направлениям функциональной
грамотности.
В перспективе:
Разработка учебно-методических материалов для
адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для
обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности
Разработка учебно-методических материалов для
повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к
инновационным областям деятельности
Разработка программы повышения квалификации
педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с
учетом результатов диагностики их обучающихся.
Полученные результаты могут быть использованы
для совершенствования российской системы образования.
Все материалы, которые разработаны и будут в
дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной
грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по
результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и
повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу
системы образования.