русский

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
методического
объединения учителей
начальных классов

с заместителем директора
по учебной работе

Директор МБОУ СОШ №4
________________________

________________________

Трубицына И.В.
Приказ
№86
Кононова Г.А.
от «29» августа 2024 г.
_______________
Протокол №1
Князева Е.А. от «28» августа 2024 г.
Протокол №1
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3177867)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 2 «А» класса

Учитель: Калинина Ольга Викторовна

Новошахтинск 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675
(5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по
170 ч.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2024-2025
учебный год в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на изучение русского языка во 2
классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебные недели), но с
учетом учебного плана годового календарного графика на 2024-2025 учебный
год будет проведено 166 часов. Программа учебного предмета в полном
объёме будет реализована за счёт слияния близких по содержанию тем,
отведенных на повторение и обобщение знаний обучающихся в конце
учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
• осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
• проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
• стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
• неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
• познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
• сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
• устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
•

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
• устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
• сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
• формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
• ответственно выполнять свою часть работы;
•

•
•

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания
предложенные образцы.

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
• осознавать язык как основное средство общения;
• характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
• определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
• находить однокоренные слова;
• выделять в слове корень (простые случаи);
• выделять в слове окончание;
• выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
• распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
• распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
• распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
• определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
• находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
• применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание

•
•

•
•
•

•
•
•
•
•
•

предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Общие сведения о
языке

2

Фонетика и
графика

3

4

5

Лексика

Состав слова

Морфология

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

6

➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru

10

➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru

24

➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru

21

➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru

18

➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru
➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru

6

Синтаксис

7

Орфография и
пунктуация

56

8

Развитие речи

30

5

➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

166

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Дата
изучения

1

Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира. Наша речь и наш язык

1

02.09.2024

2

Диалогическая форма речи

1

03.09.2024

3

О происхождении слов

1

04.09.2024

4

Текст

1

05.09.2024

5

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли

1

06.09.2024

6

Тема текста

1

09.09.2024

7

Основная мысль

1

10.09.2024

8

Заглавие текста

1

11.09.2024

9

Подбор заголовков к предложенным текстам

1

12.09.2024

10

Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам.
Отражение в заголовке темы или основной мысли текста

1

13.09.2024

11

Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка

1

16.09.2024

12

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений.
Тренинг

1

17.09.2024

13

Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений

1

18.09.2024

14

Входной контрольный диктант №1

1

1

19.09.2024

15

Анализ контрольного диктанта .Корректирование текстов с
нарушенннымпорядком абзацев

1

20.09.2024

16

Предложение как единица языка

1

23.09.2024

17

Предложение и слово

1

24.09.2024

18

Связь слов в предложении

1

25.09.2024

19

Виды предложений по цели высказывания

1

26.09.2024

20

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

27.09.2024

21

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения

1

30.09.2024

22

Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения
(логическое ударение)

1

01.10.2024

23

Наблюдение за главными и второстепенными членами предложения

1

02.10.2024

24

Установление связи слов в предложении

1

03.10.2024

25

Предложение: систематизация знаний

1

04.10.2024

26

Слово и его значение

1

07.10.2024

27

Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по
тексту или с помощью толкового словаря

1

08.10.2024

28

Однозначные и многозначные слова

1

09.10.2024

29

Значение слова в словаре и тексте

1

10.10.2024

30

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова

1

11.10.2024

31

Синонимы

1

14.10.2024

32

Синонимы в тексте

1

15.10.2024

33

Антонимы

1

16.10.2024

34

Наблюдение за использованием антонимов

1

17.10.2024

35

Работаем с толковым словарем

1

18.10.2024

36

Обобщение знаний по разделу «Лексика»

1

21.10.2024

37

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием за 2 четверть

1

22.10.2024

38

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

23.10.2024

39

Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова

1

24.10.2024

40

Корень как часть слова

1

25.10.2024

41

Корень как общая часть родственных слов

1

06.11.2024

42

Корень слова: обобщение знаний

1

07.11.2024

43

Окончание как изменяемая часть слова

1

08.11.2024

44

Изменение формы слова с помощью окончания

1

11.11.2024

45

Различение изменяемых и неизменяемых слов

1

12.11.2024

46

Нулевое окончание (наблюдение)

1

13.11.2024

47

Суффикс как часть слова

1

14.11.2024

48

Приставка как часть слова (наблюдение)

1

15.11.2024

49

Роль суффиксов и приставок

1

18.11.2024

50

Состав слова: систематизация знаний

1

19.11.2024

51

Состав слова: обобщение

1

20.11.2024

52

Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня

1

21.11.2024

53

Как образуются слова (наблюдение)

1

22.11.2024

54

Суффикс как часть слова: наблюдение за значением

1

25.11.2024

55

Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со
словарями

1

26.11.2024

56

Перенос слов по слогам

1

27.11.2024

57

Перенос слов по слогам: закрепление

1

28.11.2024

58

Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных
звуков

1

29.11.2024

59

Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой
«За обедом»

1

02.12.2024

60

Различаем звуки и буквы

1

03.12.2024

61

Обучающее подробное изложение повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

04.12.2024

62

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1

05.12.2024

63

Единообразное написание гласных в корне

1

06.12.2024

64

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова

1

09.12.2024

65

Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова

1

10.12.2024

66

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне:
закрепление.Учимся обозначать безударные гласные в корне слова

1

11.12.2024

67

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием)

1

68

Анализ контрольного диктанта.Непроверяемые гласные в корне слова

1

13.12.2024

69

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными
гласными в корне слова

1

16.12.2024

70

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

1

17.12.2024

71

Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов

1

18.12.2024

72

Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные
звуки и буквы для их обозначения

1

19.12.2024

73

Знакомство с жанром поздравления

1

20.12.2024

74

Функции мягкого знака

1

23.12.2024

75

Обобщение по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки

1

24.12.2024

76

Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в
паре (группе)

1

25.12.2024

77

Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при
работе в паре (группе)

1

26.12.2024

78

Повторение алгоритма списывания текста

1

27.12.2024

79

Обобщение на изученные правила (безударные гласные в корне слова)

1

28.12.2024

1

12.12.2024

80

Учимся обозначать безударные гласные в корне слова

1

09.01.2025

81

Знаки препинания в конце предложения

1

10.01.2025

82

Слог. Перенос слов

1

13.01.2025

83

Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова

1

14.01.2025

84

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

15.01.2025

85

Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре
(группе)

1

16.01.2025

86

Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением)

1

17.01.2025

87

Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу

1

20.01.2025

88

Объяснительный диктант на изученные правила (гласные после
шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

21.01.2025

89

Составление текста по рисунку на тему "День рождения"

1

22.01.2025

90

Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки

1

23.01.2025

91

Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне
слова

1

24.01.2025

92

Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова

1

27.01.2025

93

Административная контрольная работа. Отработка правописания слов с
парным по глухости звонкости согласным в корне слова

1

94

Анализ контрольной работы.Способы проверки согласных в корне
слова

1

29.01.2025

95

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

30.01.2025

96

Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне
слова

1

31.01.2025

97

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

03.02.2025

1

28.01.2025

98

Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне
слова

1

04.02.2025

99

Обучающее подробное изложение повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

05.02.2025

100

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в лове. Словарный диктант

1

06.02.2025

101

Списывание текста.Использование на письме разделительных ъ и ь

1

07.02.2025

102

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

10.02.2025

103

Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком

1

11.02.2025

104

Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами

1

12.02.2025

105

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.Правописание слов с разделительным
мягким знаком

1

13.02.2025

106

Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях
слов

1

14.02.2025

107

Правописание слов с разделительным мягким знаком.Списывание
текста.

1

17.02.2025

108

Имя существительное как часть речи

1

18.02.2025

109

Имя существительное: употребление в речи

1

19.02.2025

110

Имя существительное.Словарный диктант

1

20.02.2025

111

Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»)

1

21.02.2025

112

Употребление прописной и строчной буквы

1

24.02.2025

113

Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"

1

25.02.2025

114

Заглавная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных

1

26.02.2025

115

Заглавная буква в именах собственных: географические названия

1

27.02.2025

116

Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и
вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по
вопросам

1

28.02.2025

117

Имя существительное: изменение по числам

1

03.03.2025

118

Число имён существительных

1

04.03.2025

119

Изменение по числам имен существительных

1

05.03.2025

120

Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня,
прописная буква и другие)

1

06.03.2025

121

Глагол как часть речи

1

07.03.2025

122

Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи?

1

10.03.2025

123

Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие

1

11.03.2025

124

Диктант №4 с грамматическим заданием

1

125

Анализ контрольного диктанта. Текст -повествование

1

13.03.2025

126

Учимся сочинять текст-повествование

1

14.03.2025

127

Особенности текстов-повествований

1

17.03.2025

128

Составление текста-повествования на тему "Как приготовить салат"

1

18.03.2025

129

Обобщение знаний о глаголе

1

19.03.2025

130

Обобщение темы "Глагол"

1

20.03.2025

131

Единственное и множественное число глаголов

1

21.03.2025

132

Составление текста на тему пословицы

1

02.04.2025

133

Имя прилагательное как часть речи

1

03.04.2025

134

Имя прилагательное: значение

1

04.04.2025

135

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

07.04.2025

136

Роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное
число имен прилагательных

1

08.04.2025

1

12.03.2025

137

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

09.04.2025

138

Текст-описание

1

10.04.2025

139

Составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие
снежинки на землю"

1

11.04.2025

140

Особенности текстов-описаний

1

14.04.2025

141

Учимся сочинять текст-описание.

1

15.04.2025

142

Составление текста-описания натюрморта

1

16.04.2025

143

Практикум по овладению диалогической речью

1

17.04.2025

144

Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам

1

18.04.2025

145

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

1

21.04.2025

146

Итоговая контрольная работа

1

147

Анализ контрольной работы.Особенности текстов-рассуждений

1

23.04.2025

148

Предлог. Отличие предлогов от приставок

1

24.04.2025

149

Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и
другие

1

25.04.2025

150

Раздельное написание предлогов с именами существительными

1

28.04.2025

151

Раздельное написание предлогов с именами существительными:
закрепление

1

29.04.2025

152

Части речи: обобщение. Тренинг

1

30.04.2025

153

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы

1

05.05.2025

154

Обобщающий урок по разделу морфология: части речи

1

06.05.2025

155

Различение текстов-описаний и текстов-повествований

1

07.05.2025

156

Отработка темы "Предлоги"

1

12.05.2025

157

Части речи: систематизация знаний

1

13.05.2025

158

Роль имён существительных в тексте

1

14.05.2025

1

22.04.2025

159

Роль глаголов в тексте

1

15.05.2025

160

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов:
систематизация

1

16.05.2025

161

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов:
обобщение

1

19.05.2025

162

Отработка орфограмм, вызывающих трудности

1

20.05.2025

163

Отработка орфограмм, вызывающих трудности по теме "Правописание
имен собственных"

1

21.05.2025

164

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имён существительных; правописание
парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слов

1

22.05.2025

165

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с
разделительным мягким знаком

1

23.05.2025

166

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими
звуками

1

26.05.2025

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

166

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
➢
➢
➢
➢

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций.
Канакина В. П.,Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1—2 класс.
Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций (в качестве
дидактического пособия учителя).
➢ Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений. 2 класс (в качестве дидактического пособия учителя)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».