МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №4
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
методического
объединения учителей
начальных классов
с заместителем директора
по учебной работе
Директор МБОУ СОШ № 4
________________________
________________________
Трубицына И.В.
Приказ
№86
Кононова Г.А.
от «29» августа 2024 г.
________________________ Потокол №1
от «28» августа 2024 г.
Князева Е.А.
Потокол №1
от «27» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3262823)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 «А» класса
Учитель: Хайдукова Наталья Валериевна
город Новошахтинск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная
область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего
мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на
достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека
на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих
ценностей,
законов
и
правил
построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение
общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».
Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение
которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть
результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2
класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2024-2025 учебный год
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в
неделю, всего 68 часов (34 учебные недели), но с учетом годового календарного
графика на 2024-2025 учебный год в 4 «А» классе будет проведено 67 уроков.
Программа учебного предмета в полном объёме будет реализована за счёт слияния
близких по содержанию тем, отведенных на повторение и обобщение знаний
обучающихся в конце учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
Библиотека ЦОК
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
17
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
6
Итого по разделу
https://m.edsoo.ru/7f412850
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
33
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
5
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы
и их разнообразие
9
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
1
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
5
1
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
проблемы
Итого по разделу
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
1
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
5
Резервное время
5
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
67
5
2
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практически
е работы
1
Как человек изучает
окружающую природу?
1
2
Солнце - звезда
1
3
Планеты Солнечной системы.
Луна – спутник Земли
1
4
Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические
работы с моделями и схемами)
1
1
5
Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены сезонов
(практические работы с моделями
и схемами). Общая
характеристика времён года
1
1
6
Историческое время. Что такое
«лента времени»?
1
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы
1
8
Всемирное культурное наследие
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
02.09.2024
Библиотека ЦОК
06.09.2024
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
Библиотека ЦОК
09.09.2024
13.09.2024
16.09.2024
https://m.edsoo.ru/f8414eca
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
20.09.2024
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
23.09.2024
1
https://m.edsoo.ru/f8415118
Библиотека ЦОК
России. Входная контрольная
работа
27.09.2024
9
Природные и культурные
объекты Всемирного наследия в
России
1
10
Природные и культурные
объекты Всемирного наследия за
рубежом
1
11
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
12
Всемирное культурное наследие
1
13
Охрана историко-культурного
наследия
1
14
О вредных для здоровья
привычках
1
15
Правила цифровой грамотности
при использовании Интернет
1
16
Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры населённого
пункта
1
17
Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах
1
18
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате.
1
https://m.edsoo.ru/f8415b9a
Библиотека ЦОК
30.09.2024
https://m.edsoo.ru/f841580c
04.10.2024
Библиотека ЦОК
07.10.2024
https://m.edsoo.ru/f8415636
11.10.2024
Библиотека ЦОК
14.10.2024
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
18.10.2024
https://m.edsoo.ru/f8415da2
Библиотека ЦОК
21.10.2024
https://m.edsoo.ru/f8415f50
Библиотека ЦОК
25.10.2024
https://m.edsoo.ru/f8416306
Библиотека ЦОК
08.11.2024
https://m.edsoo.ru/f84164be
Библиотека ЦОК
11.11.2024
https://m.edsoo.ru/f8416180
Дорожные знаки
19
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)
1
20
Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения на
карте)
1
21
Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан,
море, озеро, болото. Примеры
водоёмов в России
1
22
Река как водный поток
1
23
Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте
1
24
Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне.
Административная контрольная
работа.
1
25
Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в
природной зоне.
Административная контрольная
работа
1
Библиотека ЦОК
15.11.2024
https://m.edsoo.ru/f8416996
Библиотека ЦОК
18.11.2024
https://m.edsoo.ru/f8416b58
Библиотека ЦОК
22.11.2024
https://m.edsoo.ru/f8416cfc
Библиотека ЦОК
25.11.2024
29.11.2024
https://m.edsoo.ru/f8416fae
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
02.12.2024
1
https://m.edsoo.ru/f8417b34
Библиотека ЦОК
06.12.2024
https://m.edsoo.ru/f8417d1e
26
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
1
27
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне
1
28
Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
1
29
Проверочная работа по теме
"Природные зоны"
1
30
Формы земной поверхности (на
примере родного края)
1
31
Водоёмы и реки родного края
1
32
Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек
и водоёмов
1
33
Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры и
фауны)
1
34
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
35
Контрольная работа по теме
"Формы земной поверхности и
1
Библиотека ЦОК
09.12.2024
https://m.edsoo.ru/f8417f08
Библиотека ЦОК
13.12.2024
https://m.edsoo.ru/f84181ce
Библиотека ЦОК
16.12.2024
https://m.edsoo.ru/f84185ac
20.12.2024
Библиотека ЦОК
23.12.2024
27.12.2024
28.12.2024
10.01.2025
13.01.2025
1
17.01.2025
https://m.edsoo.ru/f8417526
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
водоёмы"
36
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни
1
37
Города России. Древние города
России. Страницы истории
1
38
Государство Русь. Человек защитник своего Отечества
1
39
Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в Московском
государстве
1
40
Образование и культура в
Московском государстве
1
41
Страницы истории Российской
империи. Пётр I
1
42
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре,
науке, быту
1
43
Образование в Российской
империи
1
44
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
1
45
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX
1
Библиотека ЦОК
20.01.2025
24.01.2025
27.01.2025
31.01.2025
https://m.edsoo.ru/f8419894
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
03.02.2025
Библиотека ЦОК
07.02.2025
https://m.edsoo.ru/f841b284
10.02.2025
Библиотека ЦОК
14.02.2025
17.02.2025
21.02.2025
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
века
46
Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей
1
47
Страницы истории России ХХ
века
1
48
Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…
1
49
Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные сражения
1
50
Всё для фронта – всё для победы
1
51
Взятие Берлина. Парад Победы
1
52
Контрольная работа по теме
"История Отечества"
1
53
Новое время. Новейшее время:
история продолжается сегодня
1
54
Труд и быт людей в разные
исторические времена
1
55
Человек - творец культурных
ценностей
1
56
Мы живём в Российской
Федерации
1
57
Государственное устройство РФ
(общее представление).
1
24.02.2025
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
28.02.2025
03.03.2025
https://m.edsoo.ru/f841c56c
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
07.03.2025
https://m.edsoo.ru/f841c800
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
10.03.2025
14.03.2025
1
17.03.2025
21.03.2025
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
04.04.2025
https://m.edsoo.ru/f8419c54
07.04.2025
Библиотека ЦОК
11.04.2025
https://m.edsoo.ru/f841dac0
Библиотека ЦОК
14.04.2025
https://m.edsoo.ru/f841d188
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная
карта России
58
Родной край. Знаменитые люди
родного края
1
59
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение
1
60
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка
1
61
Государственные праздники
России
1
62
Праздник в жизни общества и
человека
1
63
Всероссийская проверочная
работа.(Итоговая контрольная
работа)
1
64
Праздники и памятные даты
своего региона
1
65
Малая Родина гражданина
России. Достопримечательности
родного края
1
66
Наша малая Родина: главный
город
1
67
Города России. Города-герои.
Страницы истории. Обобщение
изученного
1
18.04.2025
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Библиотека ЦОК
21.04.2025
https://m.edsoo.ru/f841d8ea
Библиотека ЦОК
25.04.2025
https://m.edsoo.ru/f841d336
Библиотека ЦОК
28.04.2025
05.05.2025
1
12.05.2025
16.05.2025
19.05.2025
23.05.2025
26.05.2025
https://m.edsoo.ru/f841dc50
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
67
5
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 4-й класс: учебник: в 2 частях; 14-е издание,
переработанное, 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации 4 класс.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя. Пособие для
общеобразовательных организаций. В 2 ч.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/43/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
Учи.ру https://uchi.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru