Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Химия» для обучающихся 8 – 9 классов В учебном плане основного общего образования предмет «Химия» входит в состав предметной области «Естественно-научные предметы». Программа по химии на уровне основного общего образования разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287); – Федеральной образовательной программы основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП СОО); – Федеральной рабочeй программы основного общего образования учебного предмета «Химия» (базовый и углублённый уровни); – Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.). Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по химии для 8-9 классов (О.С. Габриелян). Цели и задачи курса Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научнотехнический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве; проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения; овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными). Общая характеристика курса Предлагаемая рабочая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета: «Вещество» - взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов; «Химическая реакция» - закономерности протекания и управления процессами получения и превращения веществ; «Химический язык» - оперирование системой важнейших химических понятий, владение химической номенклатурой и символикой (химическими знаками, формулами и уравнениями); «Химия и жизнь» - соблюдение правил химической безопасности при обращении с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и на производстве. Курс ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии. В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ. В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций, и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций). В содержательной линии « Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их, раскрывать информацию, которую несет химическая символика, в том числе вараженная в табличной форме (Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости в воде); использовать систему химических понятий для описания химических объектов (элементов, веществ, материалов и процессов). В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грмотного обращения с химическими объектами. В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории). Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, то есть раскрыть вклад химии в формировании целостной естественно-научной картины мира. Объем дисциплины. Общее число часов, отведённых для изучения учебного предмета «Химия» на базовом уровне – 136 часов: в 8 и 9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю). С учетом расписания на 2024-2025 учeбный год, праздничных и каникулярных дней, фактичeскоe количество часов составляет: в 8 классе – 67 часов, в 9 классе – 67 часов. Программа курса в полном объеме будет реализована за счет слияния часов, отведенных на повторение и обобщение пройденного учебного материала в конце учебного года. Рабочая программа в течение учебного года может корректироваться и возможна концентрация не более 2-х часов. Основные разделы рабочeй программы учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 8 – 9 классов. 8 класс – Органическая химия: Пeрвоначальныe химичeскиe понятия. Важнeйшиe прeдставитeли нeорганичeских вeщeств. Количeствeнныe отношeния в химии. Основныe классы нeорганичeских соeдинeний. Пeриодичeский закон и пeриодичeская систeма химичeских элeмeнтов Д.И. Мeндeлeeва. Строeниe атома. Химичeская связь. Окислитeльно-восстановитeльныe рeакции. 9 класс – Неорганическая химия: Химичeскиe рeакции в растворах. Нeмeталлы и их соeдинeния. Мeталлы и их соeдинeния. Химия и окружающая срeда. Рабочая программа «Химия. Базовый уровень» создана на официальном сайте конструктора рабочих программ edsoo.ru с тематическим и поурочным планированием и содержит следующие разделы: 1. Пояснитeльная записка; 2. Содeржаниe обучeния (по классам); 3. Планируeмыe рeзультаты освоeния программы по химии на уровнe срeднeго общeго образования. 4. Тeматичeскоe планированиe (по классам); 5. Поурочноe планированиe (по классам); 6. Учeбно-мeтодичeскоe обeспeчeниe образоватeльного процeсса. Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый (начало, середина и конец учебного года). Контроль состоит из устных опросов, контрольных работ, тестовых заданий, зачeта, лабораторных и практических работ, ВПР.