Положение о системе оценивания образовательных достижений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
города Новошахтинска
Рассмотрено и одобрено
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 4
(протокол № 1 от 30.08.2021 г.)

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 4
________________________
Трубицына И.В.
(приказ № 103 от 30.08.2021г.)

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания образовательных достижений
обучающихся МБОУ СОШ № 4
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МБОУ СОШ №
4 (далее – Положение) определяет структуру школьной системы оценки образовательных
достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии
оценивания в МБОУ СОШ № 4 (далее – школа).
1.2. Положение разработано на основании:




Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;
Устава школы.

1.3. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ СОШ № 4, утверждается
педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и
обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
1.4. Целями системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:




создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, своевременное
выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся;
получение объективной информации об образовательных достижениях обучающихся,
тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень;
принятие обоснованных управленческих решений администрацией школы.

1.5. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:







формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к
их измерению;
повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся,
получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений
обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в
образовательную деятельность;
обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных
отношений;
содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие
в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.

1.6. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся
являются:


объективность, достоверность, полнота и системность информации;
















реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений
обучающихся, их социальной и личностной значимости;
прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые
результаты;
критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС требованиях к оценке
планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с
обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку,
универсальные учебные действия;
уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учётом
базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
суммарность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя.
Для формирования адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок
обучающихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка
выполненной работы);
гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов;
система оценки выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включились в
контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке;
открытость, прозрачность процедур оценивания;
открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна
быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных
результатах обучения и развития, обучающихся должна быть адресной;
доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для
различных групп потребителей;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

1.7. Система оценивания в школе включает технологию оценивания, виды и формы контроля
результатов освоения образовательной программы начального, основного и среднего общего
образования. Особенностью системы оценивания освоения ФГОС является комплексный подход к
оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся.
1.8 Система оценивания в школе реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений:


системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в
оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают
планируемые результаты обучения;



уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы с учащимися.
К содержанию оценки уровневый подход обеспечивается структурой планируемых
результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и
«Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов,
отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может
осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе – в форме
государственной итоговой аттестации. Процедуры внутришкольного мониторинга (в том
числе, для аттестации педагогических кадров и оценки деятельности образовательной
организации) строятся на планируемых результатах, представленных в блоках «Выпускник
научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Процедуры независимой оценки
качества образования и мониторинговых исследований различного уровня опираются на
планируемые результаты, представленные во всех трех блоках. Уровневый подход к
представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных
уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней
выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности

обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми
учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным
для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:
оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
 использования комплекса оценочных процедур (входной, текущей,
промежуточной) как
основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
(индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
 использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления
качеством образования;
 использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга
(устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).



1.9. Критериями оценки являются:
 соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся требованиям ФГОС;
 динамика достижения планируемых результатов развития универсальных учебных действий
на освоенном предметном содержании.
1.10. Успешность освоения программы 1-х – 2-х классах (в 1 четверти) характеризуется
качественной оценкой (безотметочное обучение), в котором отсутствует балльная форма отметок
как форма количественного выражения результатов оценочной деятельности. Допускается лишь
словесная объяснительная оценка.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие
их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Контроль и оценка выражают, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который
включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития
учащихся.
Успешность освоения учебных программ обучающихся со (2 четверти) 2-го по 11-й класс
определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3»
(удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка «1» может быть выставлена в случае,
если она предусмотрена критериями оценивания в программе автора.
1.11. Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится со следующими уровнями
успешности (высокий уровень, повышенный, необходимый базовый, ниже необходимого
базового).
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме.
Уровень
достижения
предметных
результатов

Соответствие
отметке

Высокий

«5»
(«отлично»)

Повышенный

«4»
(«хорошо»)

Необходимый

«3»

Обобщенное описание предметных результатов
Ставится за глубокое понимание программного материала, за
умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за
логический и литературно правильно построенный ответ, за
убедительность и ясность ответа.
Ставится за правильное и глубокое усвоение программного
материала, однако в ответе допускаются неточности и
незначительные ошибки как в содержании, так и форме
построения ответа.
Свидетельствует о том, что обучающийся знает основные,

базовый

Ниже
необходимого
базового

«удовлетво
рительно»)

«2»
(«плохо»)

существенные положения учебного материала, но не умеет их
разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в
содержании знаний и форме построения ответа.
Выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие
знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что
обучающийся знаком с учебным материалом, но не выделяет
основных положений, допускает существенные ошибки,
которые искажают смысл изученного. Он передает
информацию, которую запомнил со слов учителя или из
учебника, но которая логически не обработана в его сознании,
не приведена в систему научных положений, доводов.
Обучающимся не усвоено 50% планируемых результатов,
имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее
обучение
затруднено.

1.12. В системе оценивания определены следующие основные виды контроля:
 входной контроль - осуществляется в начале учебного года, с целью установления
фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметам учебного плана, их
практических умений и навыков; соотнесения этого уровня с требованиями
государственного образовательного стандарта, оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов
освоения образовательной программы;
 текущий контроль – осуществляется в течение всего учебного
года, представлен
тематическими контрольными работами, проводимыми учителями в рамках рабочей
программы и административными контрольными работами, проводимыми администрацией
школы;
 итоговый контроль – осуществляется в конце учебных четвертей и учебного года, а также в
формате ГИА, предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том
числе и метапредметных).
1.13. В системе оценивания приоритетными становятся формы контроля :




продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений;
метапредметные диагностические работы;
диагностика результатов личностного развития учащихся,
учебных и внеучебных
достижений.

1.14. Новые формы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных
результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, для
оказания педагогической поддержки обучающимся.
1.15. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются
классные журналы, дневники обучающихся, портфолио достижений (Положение о портфолио
индивидуальных образовательных достижений обучающихся МБОУ СОШ № 4), листы фиксации
достижений обучающихся, рабочие тетради, тетради для контрольных работ.
1.16. В соответствии с требованиями ФГОС в МБОУ СОШ № 4 используются «Таблицы
образовательных результатов» (листы фиксации достижений обучающихся). Таблицы
составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в бумажном
или электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» (является не отчётным документом) - это
журнал для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике
развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В
таблице отмечаются допущенные ошибки в графу того действия (умения), которое было основным
в ходе решения конкретной задачи.

Необходимы три группы таблиц:
• таблицы предметных результатов – русский язык, литературное чтение, математика,
окружающий мир, технология, изобразительное искусство;
• таблицы метапредметных результатов: регулятивные универсальные учебные действия,
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия;
• таблицы личностных неперсонифицированных результатов.
1.17. Технология оценивания определятся в данном Положении на каждом уровне обучения.
2. Технология оценивания на уровне начального общего образования
2.1. Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
2.1.1. Личностные результаты обучающихся определяются через сформированность личностных
УУД:
 сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации,
ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание
нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества
с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика»
как пример для подражания;
 сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою
Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему
краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и
мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других
людей;
 сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть
свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
 сформированности
мотивации
учебной
деятельности,
включая
социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому
содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений,
мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
 знания моральных норм и сформированности морально­этических суждений, способности
к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек
зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и
действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
2.1.2. Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление
индивидуальной динамики развития школьников с учетом личностных особенностей и
индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды. Метапредметные результаты
обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и
познавательных УУД. К ним относятся:
 способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; способность
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать
средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; умение
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
 умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
 умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;





способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к
известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

2.1.3. Предметные результаты обучающихся определяются через сформированность результатов
по отдельным предметам:
 способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с
использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на
основе метапредметных действий.
2.2. Оценка результатов
2.2.1. Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования не
подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних
неперсонифицированных мониторинговых исследований, и предметом оценки является
эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы.
2.2.2. В рамках системы внутренней оценки используется оценка сформированности отдельных
личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка
и конфиденциальности. Такая оценка осуществляется при поддержке психолого-педагогической
службы сопровождения школы, направлена на решение задачи оптимизации личностного развития
обучающихся и включает три основных компонента:
 характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
 определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как
достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
 систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную
реализацию развивающих и профилактических задач.
2.2.3. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах
«Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные
учебные действия» рабочей программы по каждому предмету и внеурочной деятельности.
2.2.4. Оценка метапредметных результатов обучающихся проводится учителем, классным
руководителем совместно с педагогом-психологом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, контрольные работы на
межпредметной основе, диагностические работы на предметной основе, где метапредметный результат
является инструментальной основой, олимпиадные и творческие задания, проекты, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д.)
При этом, может применяться уровневый подход к представлению планируемых результатов и
инструментарию для оценки их достижения.
Для отслеживания процесса достижения метапредметных образовательных результатов
обучающихся начальной школы и анализа динамики этого процесса в МБОУ СОШ № 4
проводится:
 Диагностическая работа.
 «Лист фиксации достижений учащихся», который заполняется учителем на конец учебного
года, позволит проследить динамику учебных достижений учащихся класса по
предложенным критериям и показателям.
 Проверка уровня достижений обучающегося в соответствии с ФГОС НОО осуществляется
в конце четвертого года обучения путем проведения Всероссийской проверочной работы
(ВПР).

2.2.5. Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения учиться)
являются:
 уровень развития учебно-познавательного интереса;
 уровень формирования целеполагания;
 уровень формирования учебных действий;
 уровень формирования контроля;
 уровень формирования оценки.
2.2.6. Оценка предметных результатов проводится как в ходе неперсонифицированных процедур с
целью оценки эффективности деятельности образовательной организации, так и в ходе
персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности
обучающихся на начальной ступени общего образования. При этом итоговая оценка
ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с
предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
2.2.7. Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются входные и
итоговые проверочные работы; тестовые, диагностические работы; тематические и
административные проверочные работы; комплексные проверочные работы; портфолио ученика и
т. д.
2.3. Процедуры оценивания
2.3.1. Оценивание обучающихся 1-го класса осуществляется в форме словесных качественных
оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам проверки
самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания
осуществляется в соответствии с письмом Минобразования России от 03.06.2003 № 13-51120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в
журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.
2.3.2. Успешность усвоения программ обучающимися 1-го класса характеризуется качественной
оценкой. Учитель составляет характеристику образовательных достижений обучающегося.
2.3.3. Со (2 четверти) 2-го класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в
виде отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал выставляются отметки за тематические и
административные контрольные работы, за контрольные работы по итогам четверти, проекты,
творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение
стихотворений наизусть, пересказы.
2.3.4. На уровне начального общего образования учителем используются разнообразные методы
оценивания:
 наблюдение за определенными аспектами деятельности обучающихся или их
продвижением;
 оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих заданий,
выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах;
 тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
 оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободной форме, – как устных, так и
письменных;
 оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с
коротким свободным ответом);
 оценка результатов рефлексии обучающихся (оценочные листы).
2.3.5. За задачи, решенные при изучении новой темы, текущая отметка ставится только
положительная. За каждую задачу проверочной/контрольной работы по итогам темы отметка
ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет
право пересдать хотя бы один раз.

2.3.6. Предметные четвертные отметки определяются по текущим результатам (среднее
арифметическое баллов). Итоговая оценка за уровень начального общего образования
выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником и на основе
итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
2.3.7. Оценка предметных результатов на уровне начального общего образования производится на
основе уровней успешности указанных в п. 1.10 данного положения.
2.3.8. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой
используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения
на следующем уровне, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в
разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем
учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех (четырех) итоговых работ (по
русскому языку, окружающему миру и/или литературному чтению, математике и диагностической
работы на межпредметной основе).
Итоговая оценка освоения НОО (накопленная оценка)
Результаты
промежуточной
аттестации обучающихся
1 - 4 классов

Результаты итоговых работ (4 класс)

По всем учебным
предметам учебного
плана НОО

Русский язык Диагностическая
Всероссийская
Математика
работа на
проверочная
Окружающий межпредметной
работа (4 класс)
мир
основе

Результаты
освоения плана
внеурочной
деятельности,
Портфолио
достижений 1-4

3. Технология оценивания на уровне основного общего образования
3.1. Цели оценочной деятельности
3.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне основного общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются оценка образовательных
достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности школы и
педагогических кадров (в соответствии с целями аккредитации и аттестации).
3.1.2. Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных
УУД, определяемых по трем основным блокам:




сформированность основ гражданской идентичности личности;
готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в
том числе готовность к выбору направления профильного образования;
сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

3.1.3. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность
регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Основными объектами оценки
метапредметных результатов являются:






способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

3.1.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов
обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
3.1.5. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) действий.
3.2. Оценка результатов
3.2.1. На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся только предметные
и метапредметные результаты. Она формируется на основе:
результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем
предметам;
 оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
 оценок за работы, выносимые на ГИА.
3.2.2. В соответствии с требованиями ФГОС ООО достижение личностных результатов не
выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной деятельности МБОУ СОШ № 4.


Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований
на
основе
разработанного
инструментария. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы
личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося, и может
использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
3.2.3. Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основного общего образования
заключаются в комплексном использовании материалов:
входной и итоговой диагностики (два раза в год);
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
тематических и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных
заданий.
3.2.4. Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого
подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения
обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от
него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.





3.2.5. Оценка предметных результатов на уровне основного общего образования производится на
основе соответствующих уровней (высокий уровень, повышенный, необходимый базовый, ниже
необходимого базового).
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме.
Уровень
достижения
предметных
результатов

Соответствие
отметке

Высокий

«5»
(«отлично»)

Повышенный

«4»

Обобщенное описание предметных результатов
Ставится за глубокое понимание программного материала, за
умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за
логический и литературно правильно построенный ответ, за
убедительность и ясность ответа.
Ставится за правильное и глубокое усвоение программного

(«хорошо»)

Необходимый
базовый

«3»
«удовлетво
рительно»)

Ниже
необходимого
базового

«2»
(«плохо»)

материала, однако в ответе допускаются неточности и
незначительные ошибки как в содержании, так и форме
построения ответа.
Свидетельствует о том, что обучающийся знает основные,
существенные положения учебного материала, но не умеет их
разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в
содержании знаний и форме построения ответа.
Выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие
знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что
обучающийся знаком с учебным материалом, но не выделяет
основных положений, допускает существенные ошибки, которые
искажают смысл изученного. Он передает информацию,
которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая
логически не обработана в его сознании, не приведена в систему
научных положений, доводов.
Обучающимся не усвоено 50% планируемых результатов,
имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено.

3.2.6. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на
следующем уровне образования. Недостижение базового уровня (пониженный или ниже
необходимого уровень достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и
неосвоенного содержания предмета. Критерием освоения учебного материала является
выполнение не менее 50 процентов заданий базового уровня или получение 50 процентов от
максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
3.3. Процедуры оценивания
3.3.1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур.
3.3.2. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов
служат результаты выполнения проверочных работ по всем предметам.
3.3.3. Оценка достижения метапредметных результатов ведется также в рамках системы
промежуточной аттестации.
3.3.4. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных
результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все
вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфолио достижений» ученика
основной школы.
3.3.5. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата
об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением
характеристики обучающегося, с учетом которой осуществляется прием в 10-й класс. В
характеристике обучающегося:
отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
даются педагогические рекомендации к выбору направлений универсального образования
с учетом выбора, сделанного выпускником, а также с учетом успехов и проблем
обучающегося.
3.3.6. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведется каждым учителемпредметником и фиксируется в классных журналах и дневниках обучающихся.



3.3.7. Оценки (в том числе в форме отметок) фиксируются и накапливаются в оценочных листах
(предметных, метапредметных и личностных).
4. Технология оценивания на уровне среднего общего образования

4.1. Цели оценочной деятельности
4.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне среднего общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО являются оценка образовательных
достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности школы и
педагогических кадров (в соответствии с целями аккредитации и аттестации).
4.1.2. Основным объектом системы оценки результатов образования на уровне среднего общего
образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения обучающимися ООП.
4.1.3. Конечная цель контрольно-оценочной деятельности обучающихся заключается в переводе
внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении полной ответственности обучаемого
за процесс и результат непрерывного самообразования.
4.1.4. Личностные результаты на уровне среднего общего образования определяются на основе
полной сформированности:





гражданской идентичности;
социальных компетенций;
навыков самообразования на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации;
готовности к выбору дальнейшего профильного образования после окончания школы.

4.1.5. Основными объектами оценки метапредметных результатов обучающихся являются:







готовность к самостоятельному проектированию;
сформированность коммуникативных компетенций для межличностного общения;
практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности;
овладение стратегией смыслового чтения и работы с информацией для ее дальнейшей
интерпретации;
адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в интернете для
обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности;
построение умозаключений и принятие решений на основе критического отношения к
получаемой информации.

4.1.6. Оценка предметных результатов на уровне среднего общего образования представляет собой
оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной
деятельности – учебных предметов.
4.2. Оценка результатов
4.2.1. На итоговую оценку на уровне среднего общего образования выносятся только предметные
и метапредметные результаты.
4.2.2. Итоговый контроль в 10–11-х классах проводится в следующих формах:




итоговая контрольная работа, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита
рефератов, творческих и исследовательских работ, защита проектов (Положение об
итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ СОШ № 4), зачет;
защита исследовательской проектной работы предполагает предварительный выбор
обучающимся интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного
руководителя, глубокое изучение выбранной проблемы, специальной литературы и
изложение основных положений и соответствующих выводов. Не позднее чем за месяц до
проведения аттестации исследовательская проектная работа представляется на рецензию
учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку ученику
после защиты проекта;

4.2.3. Годовая отметка по учебному предмету в 10-м переводном классе выставляется учителем на
основе среднего арифметического между отметками за полугодие.
4.2.4. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ГИА11.
4.3. Процедуры оценивания
4.3.1. Оценка предметных результатов на уровне среднего общего образования производится на
основе уровней успешности:
Уровень
достижения
предметных
результатов

Соответствие
отметке

Высокий

«5»
(«отлично»)

Повышенный

«4»
(«хорошо»)

Необходимый
базовый

«3»
«удовлетво
рительно»)

Ниже
необходимого
базового

«2»
(«плохо»)

Обобщенное описание предметных результатов
Ставится за глубокое понимание программного материала, за
умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за
логический и литературно правильно построенный ответ, за
убедительность и ясность ответа.
Ставится за правильное и глубокое усвоение программного
материала, однако в ответе допускаются неточности и
незначительные ошибки как в содержании, так и форме
построения ответа.
Свидетельствует о том, что обучающийся знает основные,
существенные положения учебного материала, но не умеет их
разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в
содержании знаний и форме построения ответа.
Выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие
знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что
обучающийся знаком с учебным материалом, но не выделяет
основных положений, допускает существенные ошибки, которые
искажают смысл изученного. Он передает информацию,
которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая
логически не обработана в его сознании, не приведена в систему
научных положений, доводов.
Обучающимся не усвоено 50% планируемых результатов,
имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено.

5. Ведение документации
5.1. Общие положения
5.1.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах в
разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в
переводных классах по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за
текущий учебный год.
5.1.2. Родители
(законные представители)
ученика должны быть
своевременно
проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных
отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации.
5.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе промежуточной
аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение одного года.
5.1.4. Отметка обучающегося за четверть или полугодие, как правило, не может превышать
среднюю арифметическую (округленную по законам математики) оценку результатов
контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих

контрольный характер. Отметка за четверть или полугодие выставляется учителем при наличии не
менее трех отметок у обучающихся.
5.1.5. Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или
начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение
педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения обучающихся и
их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов – в
письменном виде под подпись родителей обучающегося с указанием даты ознакомления.
5.2. Ведение документации учителем
5.2.1. Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу, включая тематическое и
календарно - тематическое планирование. Рабочая программа является основой планирования его
педагогической деятельности.
5.2.2. Классный журналы являются главным документом учителя и заполняются ежедневно в
соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием.
5.2.3. Для коррекции своей работы учитель проводит анализ своей педагогической деятельности
на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные:
 динамику развития обучающихся за учебный период
 уровень сформированности учебной деятельности обучающихся;
 выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению;
 сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на
основании рабочей программы, тематического планирования, классного журнала).
5.2.5. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу учитель выставляет
в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета.
5.3. Ведение документации обучающимися
5.3.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения домашнего
задания используется рабочая тетрадь. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради в
соответствии с Положением о критериях и нормах оценки предметных результатов.
5.3.2. Портфолио обучающихся является формой фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника. Пополняет «Портфолио достижений» и оценивает его
материалы обучающийся.
5.4. Ведение документации администрацией школы
5.4.1. В своей деятельности администрация школы использует все необходимые материалы
учителей, обучающихся и психолого-педагогической службы сопровождения для создания
целостной картины реализации и эффективности обучения в школе.
5.4.2. Все материалы, получаемые от участников образовательных отношений, заместитель
директора школы классифицирует по классам, по отдельным обучающимся.
5.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора
школы проводит педагогический анализ эффективности работы педагогического коллектива.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений
6.1. Права и обязанности обучающихся
6.1.1. Обучающиеся имеют право:




на собственную оценку своих достижений и трудностей;
участие в разработке критериев оценки работы;
самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;

оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на
оценку навыковой стороны обучения;
 ошибку и время на ее ликвидацию.
6.1.2. Обучающиеся обязаны:






по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
овладеть способами оценивания, принятыми на уровне начального, основного и среднего
общего образования;
освоить обязательный минимум УУД в соответствии с ФГОС.

6.2. Права и обязанности учителя
6.2.1. Учитель имеет право:
на оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
оценивать работу обучающихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка
обучающихся должна предшествовать оценке учителя;
 оценивать обучающегося только относительно его собственных возможностей и
достижений;
 оценивать деятельность обучающихся только после совместно выработанных критериев
оценки данной работы.
6.2.2. Учитель обязан:



соблюдать правила оценочной безопасности;
работать над формированием самоконтроля и самооценки у обучающихся;
оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во
всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
 вести учет продвижения обучающихся в освоении УУД в классном журнале;
 доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи
обучающихся за четверть (полугодие) и учебный год.
6.3. Права и обязанности родителей




6.3.1. Родитель имеет право:
знать о принципах и способах оценивания в школе;
на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей
преодоления их у своего ребенка.
6.3.2. Родитель обязан:




знать основные моменты данного Положения;
информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми
родитель сталкивается в домашних условиях;
 посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию
помощи в образовании детей.
7. Ответственность сторон



7.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения
может повлечь за собой невыполнение основной задачи школы: формирование основы умения
учиться (становление контрольно-оценочной самостоятельности) у обучающихся.
7.2. При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон учебновоспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с
целью защиты своих прав в установленном уставом школы порядке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».