физкультура 2а

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
методического
объединения учителей
начальных классов

с заместителем директора
по учебной работе

Директор МБОУ СОШ №4
________________________

________________________

Трубицына И.В.
Приказ
№86
Кононова Г.А.
от «29» августа 2024 г.
_______________
Протокол №1
Князева Е.А. от «28» августа 2024 г.
Протокол №1
от «27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3177991)
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся 2 «А» класса

Учитель: Калинина Ольга Викторовна

Новошахтинск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности
современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической
культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества,
условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей
обучающихся, педагогических работников на обновление содержания
образовательного процесса, внедрение в его практику современных
подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное
значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие
их физической, психической и социальной природы, содействует
укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию
памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное
вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой
и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального
общего образования является формирование у обучающихся основ здорового
образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении
разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение
данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление
и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов
самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение
физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура»
заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного
физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения
физическим упражнениям разной функциональной направленности.
Существенным достижением такой ориентации является постепенное

вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими
знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными
играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения
физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений
за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в
приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и
спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической
культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В
процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные
навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и
учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по
физической культуре для начального общего образования являются базовые
положения
личностно-деятельностного
подхода,
ориентирующие
педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся.
Достижение целостного развития становится возможным благодаря
освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей
собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура».
Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие
психической и социальной природы обучающихся. Как и любая
деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и
мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и
подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру
программы
по
физической
культуре
в
раздел
«Физическое
совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит
удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном
участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм
соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание
модуля
«Прикладно-ориентированная
физическая
культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут
использоваться образовательными организациями исходя из интересов
обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой
материально-технической базы, квалификации педагогического состава.

Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для
модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в
него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и
развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и
современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам
обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные
для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы
самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые
результаты
включают
в
себя
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися
достигается посредством современных научно обоснованных инновационных
средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных
технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне
начального общего образования составляет – 405 часов: в 1 классе – 99 часов
(3 часа в неделю), во 2 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2024-2025
учебный год в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на изучение физической
культуры во 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные
недели), но с учетом годового календарного графика на 2024-2025 учебный
год будет проведено 65 уроков. Программа учебного предмета в полном
объёме будет реализована за счёт слияния близких по содержанию тем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений и первых
соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их
измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней
зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые
команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному;
при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение
в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения
разминки
перед
выполнением
гимнастических
упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание,
перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец
галоп.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и
двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной
амплитудой и траекторией полёта. Прыжок в высоту с прямого разбега.
Ходьба по гимнастической скамейке с изменением скорости и направления
движения. Беговые сложно-координационные упражнения: ускорения из
разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с
преодолением небольших препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура

Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре
на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
• становление ценностного отношения к истории и развитию
физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой
деятельностью и укреплением здоровья человека;
• формирование нравственно-этических норм поведения и правил
межличностного общения во время подвижных игр и спортивных
соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
• проявление уважительного отношения к соперникам во время
соревновательной деятельности, стремление оказывать первую
помощь при травмах и ушибах;
• уважительное отношение к содержанию национальных подвижных
игр, этнокультурным формам и видам соревновательной
деятельности;
• стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил
здорового образа жизни;
• проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей
физического развития и физической подготовленности, влияния
занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
• характеризовать
понятие «физические качества», называть
физические качества и определять их отличительные признаки;
• понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением
здоровья;
• выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных
физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их
выполнение;
• обобщать знания, полученные в практической деятельности,
составлять
индивидуальные
комплексы
упражнений
физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику
нарушения осанки;
• вести наблюдения за изменениями показателей физического развития
и физических качеств, проводить процедуры их измерения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить
соответствующие примеры её положительного влияния на организм
обучающихся (в пределах изученного);
• исполнять
роль капитана и судьи в подвижных играх,
аргументированно высказывать суждения о своих действиях и
принятых решениях;
• делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных
игр и спортивных соревнований, планированию режима дня,
способам измерения показателей физического развития и физической
подготовленности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с
учётом их учебного содержания, находить в них различия
(легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки);
• выполнять учебные задания по освоению новых физических
упражнений и развитию физических качеств в соответствии с
указаниями и замечаниями учителя;

•

•

взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных
заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к
другим обучающимся;
контролировать соответствие двигательных действий правилам
подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при
возникновении ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по физической
культуре:
• демонстрировать
примеры основных физических качеств и
высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и
физическим развитием;
• измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с
помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за
их изменениями;
• выполнять броски малого (теннисного) мяча в мишень из разных
исходных положений и разными способами, демонстрировать
упражнения в подбрасывании гимнастического мяча правой и левой
рукой, перебрасывании его с руки на руку, перекатыванию;
• демонстрировать танцевальный хороводный шаг в совместном
передвижении;
• выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной
амплитудой, в высоту с прямого разбега;
• организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных
физических качеств, с использованием технических приёмов из
спортивных игр;
• выполнять упражнения на развитие физических качеств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Контрольные
работы

Всего

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1

Знания о физической культуре

Итого по разделу

3
3

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1

Физическое развитие и его измерение

Итого по разделу

9
9

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1

Занятия по укреплению здоровья

1

1.2

Индивидуальные комплексы утренней зарядки

2

Итого по разделу

3

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1

Гимнастика с основами акробатики

14

2.2

Легкая атлетика

14

2.3

Подвижные игры

14

Итого по разделу
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура

42

3.1

Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

8

Итого по разделу

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

65

1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

Дата
изучения

1

Зарождение Олимпийских игр

1

03.09.2024

2

Современные Олимпийские игры

1

05.09.2024

3

Физическое развитие

1

10.09.2024

4

Физические качества

1

12.09.2024

5

Сила как физическое качество

1

17.09.2024

6

Быстрота как физическое качество

1

19.09.2024

7

История подвижных игр и соревнований у древних народов

1

24.09.2024

8

Выносливость как физическое качество

1

26.09.2024

9

Гибкость как физическое качество

1

01.10.2024

10

Развитие координации движений

1

03.10.2024

11

Развитие координации движений

1

08.10.2024

12

Дневник наблюдений по физической культуре

1

10.10.2024

13

Закаливание организма

1

15.10.2024

14

Утренняя зарядка

1

17.10.2024

15

Составление комплекса утренней зарядки

1

22.10.2024

16

Правила поведения на уроках гимнастики и акробатики

1

24.10.2024

17

Строевые упражнения и команды

1

07.11.2024

18

Строевые упражнения и команды

1

12.11.2024

19

Прыжковые упражнения

1

14.11.2024

20

Прыжковые упражнения

1

19.11.2024

21

Ходьба на гимнастической скамейке

1

21.11.2024

22

Ходьба на гимнастической скамейке

1

26.11.2024

23

Упражнения с гимнастической скакалкой

1

28.11.2024

24

Упражнения с гимнастической скакалкой

1

03.12.2024

25

Гимнастическая разминка

1

05.12.2024

26

Упражнения с гимнастическим мячом

1

10.12.2024

27

Упражнения с гимнастическим мячом

1

12.12.2024

28

Танцевальные гимнастические движения

1

17.12.2024

29

Танцевальные гимнастические движения

1

19.12.2024

30

Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой

1

24.12.2024

31

Броски мяча в неподвижную мишень

1

26.12.2024

32

Броски мяча в неподвижную мишень

1

09.01.2025

33

Сложно координированные прыжковые упражнения

1

14.01.2025

34

Сложно координированные прыжковые упражнения

1

16.01.2025

35

Прыжок в высоту с прямого разбега

1

21.01.2025

36

Прыжок в высоту с прямого разбега

1

23.01.2025

37

Сложно координированные передвижения ходьбой по гимнастической
скамейке

1

28.01.2025

38

Сложно координированные передвижения ходьбой по гимнастической
скамейке

1

30.01.2025

39

Передвижение равномерной ходьбой с наклонами туловища вперёд и
стороны, разведением и сведением рук

1

04.02.2025

40

Бег с поворотами и изменением направлений

1

06.02.2025

41

Бег с поворотами и изменением направлений

1

11.02.2025

42

Сложно координированные беговые упражнения

1

13.02.2025

43

Подвижные игры с приемами спортивных игр

1

18.02.2025

44

Игры с приемами баскетбола

1

20.02.2025

45

Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч соседу

1

25.02.2025

46

Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч соседу

1

27.02.2025

47

Бросок мяча в колонне и неудобный бросок

1

04.03.2025

48

Бросок мяча в колонне и неудобный бросок

1

06.03.2025

49

Прием «волна» в баскетболе

1

11.03.2025

50

Игры с приемами футбола: метко в цель

1

13.03.2025

51

Гонка мячей и слалом с мячом

1

18.03.2025

52

Футбольный бильярд

1

20.03.2025

53

Бросок ногой

1

03.04.2025

54

Подвижные игры на развитие равновесия

1

08.04.2025

55

Правила выполнения спортивных нормативов 2 ступени

1

10.04.2025

56

Правила техники безопасности на уроках. Укрепление здоровья через
ВФСК ГТО

1

15.04.2025

57

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Бег на 30м. Эстафеты

1

17.04.2025

58

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Смешанное передвижение по пересеченной местности. Подвижные
игры

1

22.04.2025

59

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты

1

24.04.2025

60

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты

1

29.04.2025

61

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.

1

06.05.2025

Подвижные игры
62

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты

1

13.05.2025

63

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.
Поднимание туловища из положения лежа на спине.Челночный бег
3*10 м.Эстафеты

1

15.05.2025

64

Итоговая контрольная работа

1

65

Анализ контрольной работы. «Праздник ГТО». Соревнования со
сдачей норм ГТО, с соблюдением правил и техники выполнения
испытаний (тестов) 2 ступени ГТО

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

65

1

20.05.2025
22.05.2025

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
➢ Лях В.И. Физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы.
➢ Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации 1-4 класс.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
➢ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
➢ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
➢ Учи.ру https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».